Шункеев К.Ш. эксперт 1 категории НААР,
д.ф-м.наук, профессор
Ниязова Г.Б. руководитель проекта рейтингового
исследования НААР
Национальный рейтинг востребованности вузов РК − 2018 Важным фактором конкурентного преимущества высшего учебного заведения является его репутация на национальном и международном рынках образовательных услуг. Сегодня рейтинги стали одним из основных барометров глобального рынка образования и инструментов формирования социальных предпочтений. Национальный рейтинг позволяет казахстанским вузам определить свои позиции, оценить уровень конкурентоспособности образовательных услуг, содействовать качественной работе вуза, повысить имидж и эффективность деятельности вуза, а главное - привлечь большее количество обучающихся и расширить привлекательность для работодателей. Ранжирование вузов становится неотъемлемым инструментом системы образования и вызывает большой интерес у общественности республики.
Рейтинговые исследования в сфере высшего и послевузовского образования, а также обеспечение информированности общества о результатах оценки качества образовательных услуг, проводимые Независимым агентством аккредитации и рейтинга (НААР), ориентированы на оказание системной поддержки вузам в достижении главной национальной цели − повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и роста экспортного потенциала образовательного сектора, определенного в Плане нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева.
Национальный рейтинг востребованности вузов РК - 2018 учитывает все многообразие вузов республики и их особенности. Рейтинговое исследование − оценка качества образовательных программ по уровням и направлениям подготовки специалистов проводится с целью повышения культуры обеспечения качества, которое способствует росту конкурентоспособности образовательных услуг и обеспечивает информированность казахстанской общественности о степени соответствия качества образования требованиям рынка, признанности преподавателей и результативности научно-исследовательской деятельности вуза.
Независимым агенством аккредитации и рейтинга впервые в 2014 году был определен рейтинг образовательных программ (специальностей) и рейтинг профессорско-преподавательского состава вузов с применением электронной программы ранжирования, основанной на методологии, разработанной согласно принципам объективности, прозрачности, проверяемости и доступности.
За программой ранжирования стоит адекватная количественная теория оценки качества образовательных программ, которая и обеспечивает прозрачность. Объективность методологии определяется суммированием показателей по пяти критериям, идентичным по всем трем уровням, с учетом сведений, вносимых самим вузом. Следует отметить, что итог ранжирования зависит от степени ответственности вуза за качество представления данных по всем требуемым технологией критериям.
Структуру и содержание технологии ранжирования НААР раскрывают показатели по пяти критериям. Первым критерием является сведения об институциональной аккредитации организации образования и специализированной аккредитации образовательной программы по трем ступеням подготовки специалистов (бакалавриат, магистратура и докторантура). Последующие четыре критерия определены как ключевые индикаторы конкуретноспособности программ и имеют следующую характеристику:
Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей.
Объектом оценки определены показатели, отражающие степень привлекательности вуза наличием обладателей «Алтын белгі», государственного заказа и заказа работодателей в лице производственных, научных и других организаций на подготовку специалистов. Качественный состав профессорско-преподавательского состава определяется с учетом доли обладателей государственных и именных премий, научных стипендий, звания «Лучший преподаватель вуза», а также опыт руководства научными проектами Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Академическая мобильность.
Позволяет выявить степень привлекательности вузов на международном уровне, оценить эффективность образовательных услуг и результативность исследований; успешность интернационализации образовательных программ, определяющейся наличием совместных с иностранными вузами программ по подготовке специалистов, обучающихся и преподавателей из вузов дальнего зарубежья.
Конкурентоспособность выпускников.
Определяется уровень качества и признания работодателями образовательных программ вуза и соответствие образовательных услуг требованиям и потребностям рынка.
Конкурентоспособность научных публикаций преподавателей, докторантов и магистрантов специальности.
Оценивается результативность исследований с учетом индекса Хирша (h-index) преподавателей, докторантов и магистрантов на основе анализа базы данных Thomson Reuters, Scopus, ISI Web of Knowledge.
Мониторинг рейтинговых исследований в период с 2014 по 2018 годы показывает динамику роста качества образовательных программ подготовки специалистов и качества профессорско-преподавательского состава, что не исключает значительную заслугу в этом технологии ранжирования Независимого агентства аккредитации и рейтинга. В целом, следует подчеркнуть значимость роли НААР в стратегическом развитии высших учебных заведений и оказании поддержки в самостоятельном выявлении вузом уникальных граней образовательных программ.
В условиях интеграции в мировое образовательное пространство переход Республики Казахстан на принципиально новую траекторию развития и использования цифровых технологий подчеркивает актуальность и значение цифровой технологии ранжирования НААР, которая включает отдельные аспекты вебометрики, исключает экспертные суждения и представляет объективную картину, что и вызывает доверие общества и организаций образования.
Национальный рейтинг востребованности вузов РК-2018 года определен с применением улучшенной версии цифровой программы ранжирования, что соответствуют цели и задачам Государственной программы «Цифровой Казахстан», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827.
Заявки на участие в Национальном рейтинге востребованности вузов РК – 2018 представили 75 вузов республики, однако 17 организаций образования из-за некорректного заполнения были исключены. В национальный рейтинг вошли 58 вузов, из которых 6 национальных, 21 государственных, 7 акционерных и 24 частных вузов.
Особенностью технологии ранжирования 2018 года является то, что рейтинг позволяет систематизировать полученные результаты по 58 вузам, корректно выполнившим требования участия в ранжировании.
Результат цифрового ранжирования позволил представить нижеследующие данные и информировать абитуриентов, родителей, работодателей, широкую общественность и других заинтересованных лиц через СМИ, официальный сайт НААР www.iaar.kz, а также государственную электронную систему egov.kz:
Эффективность и важность программы ранжирования НААР подтверждается тем, что ежегодный рейтинг содействует и позволяет вузу:
совершенствовать стратегию развития и определять новые приоритеты;
стимулировать участие образовательных программ в рейтинговых исследованиях на национальном и международном уровнях;
обеспечивать эффективный алгоритм взаимодействия вузов и работодателей с целью улучшения качества подготовки и практикоориентированности выпускников;
увеличивать долю иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе, ориентированном на рост экспортного потенциала образовательного сектора Республики Казахстан;
повышать количество и обеспечивать качество совместных образовательных программ с зарубежными вузами в рамках реализации двухдипломного образования;
демонстрировать динамику роста качества образовательных программ;
сформировать механизм повышения конкурентоспособности публикаций (роста индекса Хирша) преподавателей, докторантов и магистрантов.
Таким образом, Национальный рейтинг востребованности вузов РК- 2018 является эффективным инструментом ранжирования и оценки, который способствует повышению конкурентоспособности и росту экспортного потенциала образовательных услуг, ориентированного на поддержку и продвижение культуры качества казахстанского образования. Многовекторный рейтинг НААР, охватывая различные сферы деятельности вуза, позволяет получить детальное представление о потенциале, ресурсах и приоритетах его дальнейшего развития, а также содействует повышению престижа и узнаваемости учебного заведения. Все это является основополагающим фактором выбора для абитуриентов - места учебы, для родителей, работодателей и общества – высокого доверия!
Справочник "Национальный рейтинг востребованности вузов РК - 2018"
Независимое Агентство аккредитации и рейтинга сообщает о том, что опубликован Национальный рейтинг востребованности вузов РК по направлениям и уровням подготовки специалистов 2018 года. Результаты ранжирования представлены в газете "Казахстанская правда" 88 (28717) от 15.05.2018 и в газете «Бiлiмдi ел - Образованная страна» за номером №19 (128) от 22 мая 2018 года.