Шункеев К.Ш., д.ф-м.наук, профессор,

 эксперт первой категории НААР

Ниязова Г.Б., руководитель проекта по проведению аккредитации

вузов и рейтинговых исследований НААР


Независимый рейтинг ВУЗов Кыргызской Республики − 2019
 

 

Интернационализация образования, выход вуза на международный уровень осуществляются благодаря признанности образовательных услуг, определяемый с помощью рейтинга.  НААР/IAAR имеет собственную систему рейтинговых исследований образовательных программ по направлениям и уровням подготовки специалистов, которая начиная с 2014 года, успешно применяется в оценке качества высшего и послевузовского образования.  Рейтинг НААР/IAAR, на локальном уровне рассматривается как вспомогательный инструмент оценки результативности деятельности ВУЗа, его готовности к обеспечению государственного заказа, а на институциональном уровне понимается как средство менеджмента качества, механизма мониторинга образовательных услуг, признанности программ и конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава.

Система рейтинга НААР/IAAR – цифровая технология ранжирования образовательных программ была адаптирована и одобрена Министерством образования и науки, и была впервые применена в 2018 году для определения позиций ВУЗов Кыргызкой Республики. 

Технология ранжирования «Независимый рейтинг ВУЗов Кыргызской Республики − 2018», как  инструмент количественной оценки эффективности программы, деятельности учреждения или системы высшего образования, определила уровень конкурентоспособности программ по 31 специальности 11 направлений 17 вузов республики. Первый рейтинг ВУЗов КР показал, что  наибольшее число конкурентоспособных программ относится к направлениям «Педагогическое образование» (6 из 8 специальностей), «Культура и искусство» (4 из 9 специальностей).

В «Независимом рейтинге вузов Кыргызской Республики – 2019» представлены количественные и качественные показатели 19 организаций образования по 179 программам бакалавриата (специалитета) и магистратуры по 19 направлениям, тогда как в первом рейтинге были представлены результаты ранжирования всего 51 программы подготовки специалистов. 

Особенность независимого рейтинга ВУЗов Кыргызской Республики 2019 года заключается в том, что содержит итог ранжирования ранее не участвовавших программ подготовки специалистов медицинского и сельскохозяйственного отраслей экономики, и представляет все программы, определенные ВУЗами как наиболее конкурентоспособные. Лидерами по числу конкурентоспособных программ являются Ошский государственный университет (40 программ), Кыргызский национальный аграрный университет им. К.И.Скрябина (32), Бишкекский гуманитарный университет им. академика К.Карасаева (22), Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына (21), Жалал-Абадский государственный университет (16), Иссык-Кульский госудаственный университет  им. К.Тыныстанова (11), Кыргызско-Узбекский университет (9).

Цифровое ранжирование программ подготовки специалистов по уровням и направлениям позволил представить выпускникам школ Кыргызской Республики, академической общественности, родителям и другим заинтересованным лицам следующие результаты:

  • Институциональный рейтинг вузов Кыргызской Республики по направлениям подготовки специалистов
  • Рейтинг программ подготовки специалистов по уровню бакалавриата (специалитета)
  • Рейтинг программ подготовки специалистов по уровню магистратуры (аспирантуры)
  • Рейтинг преподавателей ВУЗов Кыргызской Республики.

Лучшие показатели по индикатору «Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей», в том числе по количеству образовательных грантов и качественному составу преподавателей определены во всех программах, участвующих в ранжировании. Согласно анализу данных, внесенных ВУЗами, можно отметить тот факт, что обладатели «Золотого Сертификата» останавливают свой выбор на Кыргызской Государственной Медицинской Академии   им. И.К. Ахунбаева (14 студентов), Ошском государственном университете (2) и Кыргызском национальном университете им. Ж.Баласагына (1). Кроме того, следует подчеркнуть, что по количеству образовательных грантов на программы бакалавриата,  лидирующую позицию занимает Жалал-Абадский государственный университет (более 900 грантов).

Интернационализация образования в ВУЗах, что подтверждается через критерии индикатора «Академическая мобильность» развивается рамках более 40 программ, что составляет 22 % от общего количества  программ, участвующих в оценивании. Динамика роста показателей в этом направлении выявлена в программах Международной Высшей Школы Медицины, Ошского государственного университета, Бишкекского гуманитарного университета им. академика К.Карасаева, Кыргызской Государственной Медицинской Академии им. И.К. Ахунбаева.

Конкурентноспособность научных публикаций показывают преподаватели Кыргызской Государственной Медицинской Академии им. И.К. Ахунбаева (максимальный индекс Хирша – 18/25), Ошского государственного университета (5/8), Кыргызского Экономического Университета им. М.Рыскулбекова (5/5), Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им.Н.Исанова (4), Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына, Университета АДАМ (3), Кыргызского Государственного Технического Университета им. И.Раззакова, Кыргызского национального аграрного университета  им. К.И.Скрябина, Ошского гуманитарно-педагогического институт им. А.Мырсабекова (максимальный индекс Хирша – 2).

Ранжирование программ, наряду с положительными тенденциями в области высшего и послевузовского образования, позволяет видеть те направления национальной системы подготовки специалистов, которые  требуют определения, а может и пересмотра стратегических задач, ориентированных на удовлетворение потребностей общества, государственного и международного рынков труда.

Сегодня, в качестве основных ориентиров для организаций высшего образования могут восприниматься вызовы эпохи инновации, которые предусматривают соблюдения тех стандартов эффективности преподавания и обучения, требующихся для настоящего и будущего развития знаний, технологий и транснационального образования. Формирование «Науки 2.0» постепенно заменяет существующие методы преподавания и изучения науки в соответствии с тенденциями информационной революции. Поэтому,  интерес к разнообразным программам формирования информационной компетентности и подготовки IT – специалистов  постоянно возрастает.

К числу востребованных программ можно относить и программы бакалавриата  «510600 − Фундаментальная информатика и информационные технологии», «510700 − Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «590100 − Информационная безопасность», которые, к сожалению, не представлены ВУЗами к ранжированию. 

Независимый рейтинг НААР/IAAR учитывает все многообразие ВУЗов Кыргызской Республики и их особенности, способствует росту конкурентоспособности образовательных услуг и обеспечивает информированность общественности о степени соответствия качества образования требованиям рынка, признанности преподавателей и результативности научно-исследовательской деятельности вуза.

Независимый рейтинг НААР/IAAR для организаций высшего образования, ориентированных на повышение качества образования является эффективным инструментом измерения собственного успеха и позиционирования на национальном и международном образовательном пространствах, так как с 2020 года Независимое агентство аккредитации и рейтинга планирует проведение Независимого Центрально-Азиатского рейтинга ВУЗов. 

Методология рейтинга НААР/IAAR

Справочник "Независимый рейтинг ВУЗов Кыргызской Республики − 2019"